Лельник — Красная горка 2019, что нельзя делать, приметы, традиции

Праздник «Лельник» обычно праздновался накануне Юрьева дня (Егория вешнего). Эти дни назывались также «Красной горкой», потому что местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Ляли (Лели).

Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывались приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйцо и сметана. Вокруг скамьи раскладывали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядовые песни, в которых славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка надевала на своих подруг венки. Иногда после праздника на холме разжигали костер (олелию), вокруг которого также водили хороводы и пели песни.

Для современного человека имя Лели ассоциируется со сказкой А.Н. Островского «Снегурочка», где Лель представлен как прекрасный юноша, играющий на свирели. В народных песнях Лель является персонажем женского рода — Леля, а основными участниками, посвященного ему праздника, были девушки. 

В народных традициях основными участниками этого праздника были девушки

В народных традициях основными участниками этого праздника были девушки

Показательно, что в обрядах, посвященных Лели, всегда отсутствовал мотив похорон, присутствующий в других летних праздниках, например, в Русальной неделе и Дне Ивана Купалы.

В весенней обрядности повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц — «писанок», «крашенок» — и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую архаику. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранятся тысячи писанок, являющихся самым массовым наследием языческих представлений.

Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился «с солью, с хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на юрьев день и лельник, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху.

Аналогичные праздники существуют у многих народов Европы. В Италии отмечают примаверу — день первой зелени, в Греции еще с античных времен празднуют в этот день возвращение на землю Персефоны, дочери богини плодородия Деметры.

Источник:https://www.calend.ru/holidays/0/0/1579/

На 5 мая припадает древний славянский праздник Лельник — Красная горка. Об этом сообщают СМИ.

История этого интересного и красивого праздника восходит корнями к мифологии – он посвящен славянской богине юности и любви – Леле, дочери богини Лады и бога Сварога.

Леля олицетворяет весну, расцвет обновленной природы, и покровительствует детям. Древние славяне считали, что все незамужние девушки находятся под покровительством вечно юной Лели. Поэтому девочкам, рожденным в этот день, давали имя Леля и Лада.

В этот праздник славянские девушки совершали разные обряды, чтобы в любовных отношениях царило взаимопонимание и просили у Лели счастливого замужества.

По обычаю, местом действия праздника становился холм, расположенный неподалеку от деревни, где молодежь встречала рассвет. На холме, который называли Красной горкой, заранее устанавливали небольшую деревянную или дерновую лавку, а на нее сажали самую красивую (красную) девушку, которая и исполняла роль Лели.

Девушку наряжали в белые покровы, перевязывали ей шею, руки и стан свежей зеленью, а на голову надевали венок из весенних цветов. На скамью справа и слева от девушки складывали различные дары — по одну сторону ставили каравай хлеба, а с другой стороны — кувшин с молоком, сыр, масло, сметану и яйца.

А у ног Лели-хороводницы складывали сплетенные венки. Подруги девушки в нарядных сарафанах водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядовые песни, в которых славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка надевала на своих подруг венки.

По окончании праздника на вершине горки или холма разжигали костер, вокруг которого также водили хороводы и пели песни.

Однако, со временем истинное значение праздника постепенно забылось, и он превратился в обычный летний праздник, во время которого девушки отмечали приход весны.

Аналогичные праздники существуют у самых различных народов Европы. В Италии отмечают Примаверу — день первой зелени, а в Греции еще с античных времен празднуют в этот день возвращение на землю Персефоны, дочери богини Деметры.

Источник:https://znaj.ua/ru/popcorn/lelnyk—krasnaya-gorka-5-maya-ystoryya-y-tradycyy-prazdnyka

Суть праздника

Лельник – праздник плодородия. Так что, отмечается он согласно классическим языческим традициям. Выбирается девушка, которая станет олицетворением Лели – богини весны, брака и в какой-то степени плодородия.

Девушку отводили на холм за городом, усаживали на специальную скамью, где уже лежали специальные приношения, типа каравая хлеба, кувшина молока, сыра и других продуктов, раскладывали вокруг скамьи венки, а потом начинали водить хороводы и петь различные обрядовые песни. В которых как раз и просили высшие силы в целом и Лель в частности о хорошем урожае.

В процессе девушка надевала на некоторых участников венки, а некоторых и вовсе угощала частью приношений. Длилось всё это довольно долго, чуть ли не до вечера. И именно тогда разжигали большой костёр, вокруг которого тоже хороводы водили.

Вот, собственно, потому, что все эти обряды проходили на специальном ритуальном холме – «красной горке», этот праздник в народе и начали так называть.

Интересные размышления

Современные этнографы всё больше склоняются к мнению, что никакой богини Лели у древних славян не существовало. Вот вообще. Да, пантеон божественный был, вот только он, мягко говоря, не соответствовал традиционным римским и греческим пантеонам, с которыми и сравнивали обычно различные языческие традиции.

Что характерно, конкретного бога или богини плодородия у славян не было. Была абстрактная Мать-Сыра Земля, к которой обычно и обращались с молитвами об урожаях и прочем. Ага, без конкретной персонификации. Бог скота был — Велес. Бог грома — Перун. Богиня ткачества, пряжи и воды — Мокошь. А с плодородием не сложилось.

Но это как-то шло в разрез с традиционными мифологическими представлениями, поэтому исследователи всячески пытались «натянуть сову на глобус», выискав в и без того скудных письменных источниках, хоть какие-то намёки на богиню плодородия. И, что характерно, нашли.

В многочисленных песнях, обрядовое значение которых не вызывало сомнений, регулярно встречались рефрены вида «люли-люли» и «леля-лель». И это, конечно же, было представлено в виде конкретного обращения к богине в ритуальных целях. Все довольны, сова на глобус натянулась, а народ, в котором эти традиции всё ещё продолжали активно существовать, пожал плечами и «Ну ладно». И только недавно этнографы, копаясь в корнях славянской мифологии, это всё выяснили. Увы, слишком мало хоть каких-то письменных источников сохранилось, а устные традиции не слишком надёжный источник информации о прошлом. В этом-то и состоит главная проблема славянской мифологии.

Мы полагаем, что вам было бы интересно узнать и о другом языческом празднике, который сохранился до наших дней почти без изменений. Да, вы правильно поняли, речь идёт про Ивана Купала.

Источник:https://joinfo.ua/sociaty/1231128_Lelnik—Krasnaya-gorka-istoriya-traditsii.html

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Лельник — Красная горка 2019, что нельзя делать, приметы, традиции